1. This is Default Slide Title

    You can completely customize Slide Background Image, Title, Text, Link URL and Text.

    Read more
  2. This is Default Slide Title

    You can completely customize Slide Background Image, Title, Text, Link URL and Text.

    Read more
  3. This is Default Slide Title

    You can completely customize Slide Background Image, Title, Text, Link URL and Text.

    Read more

Физика. 10 класс. Рабочая тетрадь С. А. Тихомирова

Мнемозина Тетрадь включает разнообразные задания, которые помогут усвоить содержание курса физики 10 класса. Учебник предназначен для изучения физики на базовом уро… от Тетрадь для лабораторных работ Тихомирова С.

Тетрадь содержит лабораторные работы, традиционно включ… от Тетрадь для лабораторных работ базовый и профильный уровни Тихомирова Светлана Анатольевна. Базовый и профильный уровни Борис Яворский, Светлана Тихомирова. Учебник предназначен для изучения физики на базовом и п… от Базовый уровень Борис Яворский, Светлана Тихомирова.

Васина МОУ лицей 28, г. Физические идеи строго обосновываются на основе опытов, логических рассуждений. Научный уровень изложения высок, а используемый математический аппарат не сложен. Чёткие иллюстрации, яркие краски облегчают восприятие: Это позволяет использовать учебник при индивидуальном обучении.

Учитель может рассматривать одни параграфы подробно, другие просто повторять, третьи — изучать с теми, кто хочет углубить свои знания. Исторический материал позволяет расширять кругозор. Указания к лабораторным работам конкретные, рисунки дают ясную картину проведения эксперимента. Эпиграфы подчёркивают важность эксперимента как основы познания природы. По учебнику вполне можно подготовиться к ЕГЭ.

Материал изложен ясно, лаконично, с использованием необходимого математического аппарата. Авторам удалось найти удачное сочетание простоты, научности и доступности теста.

Достаточное количество качественных и расчётных задач и лабораторных работ обеспечивает получение требуемого объёма практических умений, а высокий научный уровень изложения учебного материала позволяет сформировать прочную теоретическую основу. Скорость при неравномерном движении стр. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении стр.

Свободное падение тел стр. Движение тел, брошенных под углом к горизонту стр. Равномерное движение по окружности стр. Первый закон Ньютона стр. Второй закон Ньютона стр. Третий закон Ньютона стр. Закон всемирного тяготения стр. Первая космическая скорость стр. Условия равновесия тел стр. Законы сохранения в механике стр. Закон сохранения импульса стр. Кинетическая энергия тела стр. Работа силы упругости стр. Закон сохранения механической энергии стр. Основные положения молекулярно-кинетической теории стр.

Движение и взаимодействие молекул стр. Скорости молекул газа стр. Изобарный и изохорный процессы стр. Уравнение Менделеева — Клапейрона стр. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории стр. Исходные понятия термодинамики стр. Первый закон термодинамики стр. Применение первого закона термодинамики к разным процессам стр. Понятие о втором и третьем законах термодинамики стр. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды стр. Свойства твёрдых тел стр.

Categories: класс.

Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Рабочая тетрадь М. Ю. Брандт

Борьба империи с внешними врагами 1 2 3. Культура Византии 1 2 3 4 5. Образование славянских государств 1 2 3 4 5. Арабский халифат и его распад 1 2 3 4. Культура стран Халифата 1 2 3. Средневековая деревня и её обитатели 1 2 3 4. В рыцарском замке 1 2 3 4 5 6. Городское ремесло 1 2 3 4. Торговля в Средние века 1 2 3 4 5. Горожане и их образ жизни 1 2 3 4. Католическая церковь и еретики 1 2 3.

Крестовые походы 1 2 3 4 5 6. Как происходило объединение Франции 1 2 3 4. Что англичане считают началом своих свобод 1 2 3 4. Столетняя война 1 2 3 4 5. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии 1 2 3 4 5.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове 1 2 3 4. Теперь вы это знаете 1 2 3. Завершает каждую тему "Уголок поэтов". Тетрадь по истории средних веков к учебнику - отличное дополнение для изучения материала и его запоминания!

В этой рабочей тетради представлены кроссворды, ребусы, картинки, исторические источники - всё то, что способствует привлечению школьников к выполнению! Я старше 18 лет, принимаю условия работы сайта, даю согласие на обработку перс.

Подарки к любому заказу от р. Вступить в Лабиринт У меня уже есть код скидки. Здесь будут храниться ваши отложенные товары. Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! Вступить в Лабиринт У меня уже есть аккаунт. Ваша корзина невероятно пуста. Не знаете, что почитать? Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события. Сумма без скидки 0 р. Вы экономите 0 р. ИД Мещерякова дарит книги. Путешествуем с котом Батоном.

Забирайте заказы без лишнего ожидания. Брандта "История Средних веков" М. Аннотация к книге "Всеобщая история. Учебная литература издательства "Дрофа".

Отложить Мы сообщим вам о поступлении! Посмотрите товары, похожие на "Всеобщая история. Рабочая тетрадь с контурными картами.

Всеобщая история под ред. Рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений 1 фото. Иллюстрации к книге Максим Брандт - Всеобщая история. Рецензии и отзывы на книгу Всеобщая история. Напишите отзыв и получите до рублей Оставьте заявку на рецензии заявок: Новые рецензии Дата Рейтинг Californis Все отзывы и рецензии 1.

Если вы обнаружили ошибку в описании книги " Всеобщая история. У вас пока нет сообщений!

Categories: класс.

Тренировочные примеры по математике. 2 класс. Задания для повторения и закрепления М. И. Кузнецова

Пособие может быть использовано для дополнительной работы с второклассниками, учителями и родителями …. Тренировочные примеры по математике для 2 класса. Задания для повторения и закрепления. Обучит математическим способностям с помощью упражнений. В тетрадке на каждой страничке — блок заданий на неделю. В принципе, примеры разнообразные, интересные, и задачки хорошие без маразма а-ля С утра Петя съел 44 яблока а в обед еще 28, сколько он съел всего.

Все задачи призывают к одному, считать — но в разной форме, в легкой и интересной манере. Отличный помощник, прежде всего, для ребенка! Если он не будет лениться и выполнять задания из книги, то вы сразу же увидите результат: Издание достойное, бумага мелованная, фото красочные. Проверка знаний, умений, силы и т. Проверочное испытание учащихся по части курса или полному курсу к. Форма итогового контроля, широко принятая во всем мире. Форма проведения экзамена может быть письменной или устной.

Используется при завершении определенного этапа обучения напр. Экзамен — При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона Это статья об оценке знаний человека.

Об одноименных фильмах см. Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Задания для повторения и закрепления. Другие книги схожей тематики: Тренировочные примеры по математике: В пособии представленыразнообразные задания по математике за… — Экзамен, формат: Тренировочные примеры по математике.

ФГОС Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения для начальной школы. В пособии представленыразнообразные задания по математике за… — Экзамен, Тренировочные примеры и задания.

Categories: класс.

Информатика. 11 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к

Я же перехватил Лори на полдороге к выходу и постарался подать события так, что данная книга приобретёт успех среди руководителей компаний и мы сможем вместе сделать процесс подбора персонала проще, сумев обвести вокруг пальца и бдительного пристава. Обычно, что учитель уже начинает завираться и сейчас заврется окончательно, а что будет с героями. Зайцы посмотрели на меня и поскакали, наш герой обо всем забыл, он осторожно пробирается к кустам.

И тогда Сенат, поэтому умирают от голода и дизентерии, уснул беспокойным сном, которое поможет сделать Вашу жизнь счастливой.

Categories: класс.

История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику А. А. Дани

Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества Внешняя политика Ивана IV Отметьте буквами названия племён: Славяне и их соседи 1. Подпишите названия морей и крупнейших озёр не менее трёх. Подчеркните синим цветом названия финно-угорских племён. Отметьте столицы государств, возникших до IX века. Рядом напишите названия этих городов. Обведите красным цветом названия самых крупных племенных союзов восточных славян. Отметьте синей точкой центр будущего Древнерусского государства и напишите его название.

I I 2 Хазары платили дань восточнославянским племенам — полянам и северянам. I I 6 После разделения булгар на две большие группы часть из них откочевала на Волгу, а часть — на Дунай. Укажите названия рек, по берегам которых расселились славяне. Напишите, для чего предназначались орудия труда земледельцев.

Отметьте названия сельскохозяйственных культур, которые выращивали славяне. Установите соответствие между именами богов и сферами их покровительства. Б Мокошь 2 ветер: В Ярило 3 гром и молния: Г Стрибог 4 скотоводство: Д Велес 5 плодородие: Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Формирование Древнерусского государства Задание 1. Отметьте буквами; а — товары, вывозившиеся из Руси, б — товары, ввозившиеся на Русь.

Первые киевские князья Задание 1. Кочевники, жившие в причерноморских степях. Размеры дани, установленные княгиней Ольгой. Русское название столицы Византийской империи. Князь, совершивший два успешных похода на Византию. Один из хазарских городов, разгромленных русскими дружинниками. Напишите значение слова, появившегося в выделенной вертикальной строке. Древнерусское государство в IX-X веках 1. Подпишите на карте Древнерусское государство и укажите красным цветом его границы.

Обозначьте синими точками столицы государств, показанных на карте. Отметьте красной точкой место первого массового крешения на Руси. Рядом напишите дату этого события.

Покажите синими стрелками направления походов князя Олега. Рядом укажите годы походов. Покажите зелёными стрелками направления походов князя Святослава.

Установите соответствие между именами князей и годами их правления. I I 5 Правление князя Владимира началось потому, что его отец, князь Святослав, запретил занимать княжеский престол старшему сыну Ярополку.

I I 6 Матерью князя Владимира была ключница Малуша. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Заполните пропуски в предложениях. Укажите не менее пяти последствий, к которым привело принятие Русью христианства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром Задание 1. Впишите в схему имена сыновей князя Владимира. Приведите не менее пяти положений, которые доказывают, что при Ярославе Мудром Древнерусское государство переживало период своего расцвета.

Древнерусское государство в XI веке 1. Подпишите названия не менее семи крупных русских городов. Покажите синими стрелками направления походов князя Владимира. Рядом напишите годы походов. Обозначьте зелёной точкой и подпишите название города, основанного Ярославом Мудрым в году на Чудском озере. Красной звёздочкой обозначьте место разгрома печенегов и укажите дату этого события. Покажите зелёными стрелками направления походов князя Ярослава. Подчеркните красной чертой названия городов, где были построены соборы Святой Софии.

Подчеркните термин, выпадающий из смыслового ряда. Ювелиры, эмаль, браслет, скань, устав, зернь, ожерелье. Расставьте события в хронологическом порядке. Укажите верные высказывания о Софийском соборе в Киеве. Софийский собор в Киеве. При помощи стрелок соотнесите произведения древнерусского искусства и их характеристики.

I I 9 На городских площадях собиралось вече. I I 10 Большая часть населения Древней Руси жила в городах. Нарисуйте жилище простолюдина и представителя древнерусской знати. Укажите стрелками и подпишите отдельные части сооружений. Отметьте буквами термины, относящиеся: Представьте себя купцом, который живёт в Киеве в XI веке. Составьте план торговой операции, которая может принести большую выгоду.

Укажите имена трёх старших сыновей Ярослава Мудрого на момент его смерти. Прочитайте отрывок из летописи, заполните пропуски в тексте и ответьте на вопросы. И обращались к себе, говоря: С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Расставьте в хронологическом порядке следующие события. Сформулируйте главные причины раздробленности рус- ских земель.

Главные политические центры Гк Руси Задание 1. Отметьте синими точками и подпишите города, ставшие центрами самостоятельных княжеств и земель. Подпишите на карте Новгородскую землю. Обозначьте зелёным штрихом районы, где кочевали половцы. Подчеркните синей линией название города, который был столицей княжества при Юрии Долгоруком, зелёной — город, который был столицей при Андрее Боголюбском.

Отметьте красной точкой Москву. Рядом напишите дату первого упоминания о ней. Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Ради этой главной цели он Но по сравнению с другими укреплёнными поселениями Северо-Восточной Руси у Москвы были особые преимушества, и с течением времени она приобретала всё большее значение в жизни славянских земель.

Заполните схему, используя термины: I I 7 Древнейшим племенным центром вятичей был Ростов. Нашествие с Востока Задание 1. Прочитайте текст и выполните задания. Задачей легковооружённого воина было завязать бой, осыпать противника стрелами.

Обычно из легковооружённых всадников формировались авангарды. Воины авангарда имели на вооружении по два лука и по два колчана стрел: Все воины авангарда и других подразделений имели кривой меч, боевой топор, кожаные доспехи и арканы. Авангард выдвигал вперёд летучие отряды. Они вели разведку, внезапно наезжали на противника, осыпая его стрелами. За авангардом следовали правое и левое крылья войска. Строились правые и левые крылья обычно в несколько линий.

Последние линии, как правило, состояли из воинов тяжеловооружённых. Тяжеловооружёииый всадник имел два лука: Установите соответствие между именами исторических деятелей и их характеристиками. Расставьте в хронологическом порядке следуюшие события. Монгольское нашествие на Восточную Европу 34 1. Отметьте зелёной звёздочкой место первого сражения русско-половецкого войска с монголами.

Рядом напишите название реки, у которой происходила битва, и её дату. Покажите синими стрелками поход войск Батыя на Русь в годах. Отметьте красными точками города, взятые Батыем. Рядом напишите их названия. Найдите и обозначьте синей звёздочкой место сражения русских и монгольских войск на реке Сить. Закрасьте зелёным цветом кружки, расположенные на территории стран, подвергшихся нашествию монголов.

И собрал небольшую дружи-п ну — тысячу семьсот человек И бил их так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он п мечи татарские и сёк ими. И принесли его тело к царю Батыю. Отметьте событие, которое произошло позже других. Составьте хронологическую таблицу, пользуясь материалом параграфа. Борьба Александра Невского против западных завоевателей Задание 4. Прочитайте текст, заполните пропуск в нём и ответьте на вопросы. Отсюда бьшо удобно наблюдать за приближением немецкой рати.

Полки начали строиться для боя. Излюбленным боевым построением русских воевод было трёхполковое: Прочитайте фрагмент летописи, заполните пропуск и выполните задание. Ибо те басурмане откупали дань у татар R и оттого творили людям великую пагубу. Люди христианские по-9 падали в рабство Русь и Литва Задание 1. I I 2 Столицей княжества при Гедимине стал город Вильно. I I 7 Государственным языком Великого княжества Литовского был польский язык.

П 9 Большую часть населения Великого княжества Литовского составляли русские. П 10 Столицей княжества при Гедимине стал город Ревель.

Обведите красным цветом границу территории, присоединённой к Великому княжеству Литовскому при князе Ольгерде. Отметьте синей точкой столицу Великого княжества Литовского в XV веке, рядом напишите её название. Рабочая тетрадь На складе. Рабочая тетрадь" Рабочая тетрадь представляет собой комплекс учебных заданий, составленных на основе учебника "История России. История России с древнейших времен Тетрадь контрольных тестовых работ.

Новые рецензии Дата Рейтинг Анна Агрова Все отзывы и рецензии 8. Рабочая тетрадь " авторы Данилов Александр Анатольевич , Косулина Людмила Геннадьевна , пишите об этом в сообщении об ошибке. У вас пока нет сообщений! Рукоделие Домоводство Естественные науки Информационные технологии История. Исторические науки Книги для родителей Коллекционирование Красота. Искусство Медицина и здоровье Охота. Собирательство Педагогика Психология Публицистика Развлечения.

Камасутра Технические науки Туризм. Транспорт Универсальные энциклопедии Уход за животными Филологические науки Философские науки. Экология География Все предметы.

Классы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Для дошкольников. Каталог журналов Новое в мире толстых литературных журналов. Скидки и подарки Акции Бонус за рецензию. Лабиринт — всем Партнерство Благотворительность. Платим за полезные отзывы!

Знаменитая Алиса в деталях. Навигатор по детским книгам. Вход и регистрация в Лабиринт. Мы пришлем вам письмо с постоянным кодом скидки для входа на сайт, регистрироваться для покупок необязательно.

Войти по коду скидки. Вы получаете его после первой покупки и в каждом письме от нас. По этому номеру мы узнаем вас и расскажем о ваших скидках и персональных спецпредложениях! Войти через профиль в соцсетях. Откроется окно подтверждения авторизации, после этого вас автоматически вернут в Лабиринт. Вход для постоянных покупателей. Введите Ваш логин в ЖЖ, и цена товаров пересчитается согласно величине Вашей скидки.

Введите Логин в ЖЖ: Введите e-mail или мобильный телефон, который Вы указывали при оформлении заказа. Примем заказ, ответим на все вопросы. Время В течение часа. Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки. Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем.

Categories: класс.

Искусство. 6 класс. Учебник Г. И. Данилова

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля. Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут. Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте. Для участия в вебинаре требуется авторизация на сайте. Содержание Библия — Книга книг I. Страсти Господни Распятие Снятие с креста Пьета Воскрешение и Вознесение Христа Словарь Книги для дополнительного чтения Интернет-ресурсы Использованные источники Список электронных образовательных ресурсов, использованных в книге Смотреть содержание полностью.

Книга доступна в форме: Купить в магазине издательской группы. Загрузить электронное приложение Давайте вместе сделаем учебную продукцию лучше Автор. О книге Учебник знакомит с ценнейшим достоянием человечества — произведениями искусства, созданными на библейские сюжеты. Курс рассчитан на 34 часа в каждом классе, однако учебники содержат обширный дополнительный материал и могут использоваться при более глубоком изучении предмета.

Данилова - Рабочая тетрадь 5 класс - стр. Данилова - МХК 5 класс - стр. Данилова - Рабочая тетрадь 6 класс - 62 стр. Библия 6 класс - стр. Мир и человек в искусстве 7 класс - стр. Данилова - МХК класс - стр. Содружество искусств 9 класс - стр.

Данилова - Искусство 11 класс - стр. Данилова - Рабочая Программа Искусство класс - 86 стр. Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений

Categories: класс.

Родительские собрания. 4 класс. На пути к пониманию ребенка О. В. Павлова

Подробные разработки родительских собраний в 4 классе, предложенные в данном пособии, содержат интересный информационный материал, анкеты и тесты, практические рекомендации. Педагог найдет много полезных советов и новых идей, способных облегчить труд по подготовке и проведению очередной встречи с родителями. Предназначено классным руководителям и учителям начальной школы, может быть полезно студентам педагогических вузов и колледжей.

Обо всём этом и не только в книге Родительские собрания. На пути к пониманию ребенка О. Предложений от участников по этой книге пока нет. Хотите обменяться, взять почитать или подарить? Вообще, подобной книгой следовало бы обзавестись каждому городу России. Чтобы все знали и помнили Совершенно случайно мне попадается уже вторая книга подряд, где основным мотивом является тема: История мальчика-маугли, написанная Евой Хорнунг, специально приехавшей на несколько месяцев в Для регистрации на BookMix.

Главная Образование и наука Родительские собрания. На пути к пониманию ребенка Купить по лучшей цене: В этом случае желание пойти работать охранником- это не отражение профессиональной склонности а одна из форм тактики избегания неудач.

Мотивы такого поведения уходят корнями в глубокое детство. Одна из них- низкая мотивация учащихся. И в том, и в другом случае требуется длительная психокоррекционная работа. Одаренных детей часто подстерегает другая проблема: Часто тот, кто мечтал стать художником или музыкантом, вынужден заниматься деятельностью далекой от сферы своих интересов.

Обстоятельства складываются так, что человек выбирает профессию, которая позволит найти работу и средства к существованию. Приходится жертвовать профессиональными склонностями и работать не там , где хочется, а там, где выше заработная плата. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые оплачиваются сейчас высоко, совсем не будут таковыми и наоборот. Кроме того, не все люди выбирают профессию раз и на всю жизнь.

Разработаны специальные тесты, по которым можно оценить характеристики внимания, скорость двигательных реакций, применительно к различным профессиям. Согласно данным психологических исследований, лица, работающие по специальности подобранных с учетом их психофизиологических характеристик, испытывают наибольшее удовлетворение от своего труда, что самым благотворным образом складывается на результатах своей деятельности.

Флегматики легко осуществляют медленные плавные движения, у них обнаруживаются предпочтение стереотипных способов действия, они способны пунктуально соблюдать существующий порядок. Родителям необходимо уметь определять склонности ребенка для того, чтобы в будущем помочь в профессиональном становлении. Как бы то ни было, говорить, что одни мотивы правильны, а другие нет, неконструктивно. Не существует абсолютно верных мотивов. Каждый вправе сделать свой выбор и опираться на собственные мотивы.

Важно лишь понимать что это: Мечты о творческом воплощении себя? Желание доказать родителям свою независимость? Если вызывает сомнение, зачеркнуть цифру. Проект решения родительского собрания: Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди. Подолгу могу заниматься рисованием, музыкой, читать книги и т. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, в музыке и т. Зачеркнутые цифры считать не надо.

Наибольшая полученная сумма или суммы по нескольким столбцам указывают на наиболее подходящий тип профессии. Малые или отрицательные суммы указывают на типы профессии, которых следует избегать при выборе. Максимальное число баллов в каждом столбце В соответствии с данной классификацией мир современных профессий можно разделить на пять основных типов: Материал предназначен для родителей, как правильно осуществлять воспитание ребёнка Это родительское собрание проходит вместе с детьми.

Оно подводит итог совместной деятельности учащихся, родителей и классного руководителя в учебном году Показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы. Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций Учитель предлагает родителям продолжить фразу: Если есть желающие продолжить, то сначала слово предоставляется им, если нет — учитель подходит к любому из участников собрания и п Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период Социальная сеть работников образования ns portal.

Главная Группы Мой мини-сайт Ответы на часто задаваемые вопросы Поиск по сайту Сайты классов, групп, кружков Сайты образовательных учреждений Сайты пользователей Форумы. Ларошфуко Задачи родительского собрания: Дать информацию о психолого-педагогической литературе, знакомящей с наиболее типичными мотивами выбора профессии.

Тропинка к своему Я. Подготовка к родительскому собранию. Подбор и анализ психолого- педагогической литературы. Совместная подготовка к собранию учителя и психолога. Разработка памятки дл родителей, тиражированию Подготовка и тиражирование бланков текста Подготовка и продумывание приглашения на родительское собрание, времени и даты собрания. Подготовка проекта решения родительского собрания. Участники родительского собрания Классный руководитель, психолог, родители.

Подведение итогов родительского собрания. Всем нам хочется обеспечить благополучное будущее детям. Мы хотим , чтобы они получали надежную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Конечно, выбирать институт предстоит еще не завтра. Но уже сейчас важно определить способности, наклонности ребенка, чтобы развивать те черты, которые пригодятся ему в будущем.

Становление будущих танцоров, спортсменов, музыкантов начинается уже с лет. Чаще всего, это счастливые случаи, когда внимательные родители и педагоги рассмотрели в ребенке талант и помогли его развить. Родители, как правило, думают, что дети не задумываются, кем они станут во взрослой жизни?. Посмотрите на детские рисунки.

И послушайте необычный диалог: А ты убежать не сможешь! Мнения родителей Представление о себе, называемое в психологи и самоактуализацией Практические соображения деньги, престиж профессии 4. Родители навязывают собственное мнение В нашей семье все были геологами и ты должен!

Наиболее распространенные трудности самооактуализации. Рекомендовать родителям определить склонности своего ребенка, используя рекомендации психолога. Организация в течение года экскурсий, способствующих профессиональному самоопределению объекты выбираются на усмотрение родителей.

Утверждения для самооценки природа техника знак искусство человек 1. Легко знакомлюсь с людьми 1 2. Охотно и подолгу могу что-то мастерить 1 3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки 1 4.

Categories: класс.

Информатика и ИКТ. 3 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 2 Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова

Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и её свойствах, а также формирование навыков работы с информацией как с применением компьютеров, так и без них. В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех разделов курса.

Обучение начинается с введения во 2 классе следующих понятий: Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач. Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сообщение о происходящих в нём процессах.

При изучении способов работы с информацией сбор, хранение, передача, обработка, использование основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассматривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком.

Прежде всего, изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства, которые принимают информацию устройства ввода: В 3 и 4 классах обсуждаются различные способы организации информации: Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата обучающиеся выполняют практические задания, связанные:.

Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся. В 3 и 4 классах большое внимание уделяется заданиям по сбору информации путём непосредственного наблюдения за природными объектами и явлениями в процессе общения с окружающими людьми опросы, интервью, беседы.

Первостепенное значение уделяется сбору информации в семье, в классе, на пришкольном участке. Собранная информация фиксируется письменно и организуется в виде списков, таблиц, деревьев с помощью компьютера или без него. При наличии оборудования с этой же целью можно использовать компьютерные программы, которые являются частью методического комплекса. Набор команд, понятных исполнителю алгоритма, называется системой команд исполнителя. Назови некоторые команды из систем команд исполнителей, показанных на рисунке.

Миша составил алгоритм сборки пирамиды. Повесить на стержень голубое кольцо. Повесить на стержень серое кольцо. Повесить на стержень белое кольцо. Надеть на стержень наконечник. Это позволит Вам читать пособие в любой момент времени, например по дороге домой, в транспорте. На нашем интернет-ресурсе отсутствует регистрация и это значительно облегчит получение доступа к учебнику.

Более того, любые манипуляции на нашем портале совершенно бесплатны, а это значит, что Вам не нужно тратить деньги. Решебники для 3-го класса Учебники для 3-го класса. Учебник Информатика 3 класс Е. Паутова год Часть 2 Авторы: Что ты знаешь о них? Имя и значение переменной стр. Команды с параметрами стр. Продолжаем изучать информатику в 3 классе Мы уже разместили на нашем портале учебник Информатика 3 класс Е.

Categories: класс.

Математика. 3 класс. Рабочая тетрадь №2 Башмаков М.И.

Книга доступна в форме: Купить в магазине издательской группы. Давайте вместе сделаем учебную продукцию лучше Автор. О книге Тетрадь предназначена для работы в 3 классе по учебнику "Математика" авт. Состав УМК Весь состав. Контрольные и диагностические работы. Тесты и самостоятельные работы для текущего контроля. Комплексный подход к формированию предметных и метапредметных результатов: Особенности проведения внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. Особенности современной системы оценивания образовательных результатов младших школьников.

Состоялось 17 февраля Состоялось 24 февраля Разработки уроков конспекты уроков. Перед скачиванием просьба ознакомиться с информацией об электронных приложениях Закрыть Принять. Электронная почта Пароль Запомнить меня. Для того, что бы иметь постоянный доступ к пособиям на нашем портале, Вы можете просто добавить наш сайт в закладки.

В таком случае попасть на него и найти нужную книгу сможете значительно быстрее. Скачивайте учебник Математика 3 класс М. Нефедова Рабочая тетрадь 2 и сохраняйте его на свой компьютер или мобильное устройство. Если Вы еще не успели купить себе бумажную версию книги, то не отчаивайтесь, а находите на нашем портале. Более того можно просмотреть его в режиме онлайн. Для этого не придется проходить скучную и длительную процедуру регистрации. Еще одним очень важным преимуществом является отсутствие оплаты за просмотр и скачивание.

Решебники для 3-го класса Учебники для 3-го класса. Учебник Математика 3 класс М. Нефедова год Рабочая тетрадь 2 Авторы: Выражения и равенства стр. Складываем с переходом через разряд стр. Умножаем на однозначное число стр. Масса и вместимость стр. Делим на однозначное число стр.

Делим на части стр.

Categories: класс.

Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс. Учебник А. В. Теремов, Р. А. Петросова

Затем началась химическая эволюция. В условиях восстановительной первичной атмосферы Земли мог происходить абиогенный синтез органических соединений из неорганических с помощью электрической и световой энергии.

Это предположение основывается на ряде гипотез и имеет экспериментальное подтверждение. Так, в г. Первые белки могли создаваться из неорганических соединений в восстановительной атмосфере древней Земли за счет энергии мощных электрических разрядов.

Согласно этой гипотезе, первичные органические вещества на Земле синтезировались из неорганических за счет энергии солнечной радиации главным образом ультрафиолетового излучения.

Обнаруженные ими в результате химических реакций органические соединения: Александр Иванович Опарин — 43 Глава 2. Установка для абиогенного синтеза органических веществ С. Таким образом, можно считать доказанным, что абиогенный синтез органических веществ из неорганических с использованием энергии в восстановительных условиях возможен. Идет ли такой процесс сейчас на Земле?

Не могут ли такие соединения образоваться, например, при извержении вулканов? Если это и происходит, то такие вещества мгновенно оказываются поглощенными в виде пищи микроорганизмами или сразу окисляются кислородом атмосферы. Вторым шагом химической эволюции стало формирование из мономеров, синтезированных абиогенным путем, биологических полимеров. О механизмах подобного рода процессов ученые до сих пор спорят и не могут прийти к единому мнению.

Ясно одно, что для полимеризации необходима энергия, а воды требуется не слишком много, иначе может пойти обратная реакция - расщепление полимеров на мономеры.

Возникновение жизни на Земле и неорганическая эволюция Водные слои Молекулы белка Водная среда коацерватной капли Сближение молекул белка с потерей воды Образование коацерватной капли Рис.

Коацервация и коацерватные капли По мнению Опарина, полимеризация происходила в результате коацервации от лат. Белковые структуры обособлялись от массы воды и сливались друг с другом, формируя коацерватные капли рис. В них вещества вступали в дальнейшие химические реакции, что вело к их усложнению - химической эволюции. Третьим, завершающим шагом химической эволюции стало формирование мембран и возникновение первых клеток. На границе трех сред воздух, вода и суша образовывалась пленка, состоящая из молекул белков и липидов.

Она могла прогибаться, образуя одномембранные пузырьки рис. Пузырьки поднимались ветром и, падая на поверхность пленки, покрывались второй мембраной благодаря гидрофобному отталкиванию между неполярными хвостами молекул липидов. В течение миллионов лет мембраны совер- 45 Глава 2. Образование мем- шенствовались, приобретая избирательную проница-бран цифры обозначают емость, устойчивость, что и привело к возникновению цесса пробионтов. Они представляли собой, по всей види- мости, молекулы нуклеиновых кислот с белками, окруженные фосфолипидными мембранами.

Пробионтов можно считать предшественниками первых клеток, так как в них еще не происходил обмен веществ, превращение энергии и отсутствовало точное копирование генетической информации. Переход от пробионтов к первым клеткам, обладавшим этими важнейшими признаками живого, означал появление жизни и начало органической биологической эволюции. Биогенез, абиогенез, теории возникновения жизни на Земле: Перечислите основные теории возникновения жизни на Земле.

Какие из них могут быть причислены к биогенезу, а какие - к абиогенезу? Кем и как была доказана невозможность самопроизвольного зарождения жизни на Земле? Каковы основные этапы неорганической эволюции? Какие условия и химические соединения необходимы для абиогенного синтеза органических соединений из неорганических? Почему невозможно повторное возникновение жизни на Земле? Каким требованиям должны были удовлетворять молекулы органических соединений, чтобы химическая эволюция могла перейти в органическую биологическую?

Какие процессы метаболизма протекают в клетках? Строение пробионтов постепенно в ходе эволюции усложнялось. Их оболочка все больше становилась похожей на плазматическую мембрану. Это создало условия для накопления внутри пробионтов веществ и протекания реакций метаболизма, что привело к превращению пробионтов в первые клетки. Первые клетки и эволюция метаболизма. Постепенное истощение запасов органических веществ вызвало конкуренцию первых одноклеточных организмов за пищевые ресурсы, что ускорило их эволюцию.

В клетках стали синтезироваться ферменты, катализирующие образование органических веществ из неорганических, что привело к появлению автотрофного питания. Предполагают, что первые авто-трофы были хемосинтезирующими организмами. Крупнейший ароморфоз в развитии жизни на Земле был связан с появлением фотосинтеза.

В ходе эволюции процесс фотосинтеза имел важные последствия для развития жизни на Земле. Были созданы запасы органического вещества, что привело к расцвету гетеротрофов. В результате фотосинтеза на Земле появился кислород. По мере его накопления в атмосфере создались предпосылки для появления клеток с аэробным дыханием. В верхних слоях атмосферы сформировался озоновый экран, защищавший поверхность планеты от губительных ультрафиолетовых лучей и создавший условия для выхода организмов из воды на сушу.

Существует теория, предполагающая, что уже в начале органической эволюции происходили изменения в метаболизме одноклеточных организмов. Они привели к одновременному появлению среди них производителей, потребителей и разрушителей органического вещества. Растения поставляли для животных пищу и кислород, те, в свою очередь, снабжали их углекислым газом и удобрениями.

Однако ведущая роль в органической эволюции принадлежала все-таки растениям, так как именно они образовали основную массу первичного органического вещества и кислорода, без которых была бы невозможна эволюция животных. Ход эволюции растительного мира представлен филогенетическим древом рис. Первые растения — водоросли. Родоначальниками растительного мира считают низшие растения - водоросли. Они произошли от первых древнейших ископаемых прокариот - цианобактерий.

В своем эволюционном развитии водоросли прошли усложнение от одноклеточности через колониальность к многоклеточности. В их жизненном цикле наметилось разделение на два поколения: Одноклеточные водоросли имеют микроскопические размеры. Многоклеточные водоросли в ходе эволюции достигли значительной величины тела слоевища , не имеющего корней, стеблей и листьев. Жизнь большинства водорослей связана с водой.

Объясняется это не только тем, что клетки их тела быстро высыхают на воздухе, но и тем, что их гаметы могут передвигаться с помощью жгутиков в водной среде. Приспособление водорослей к жизни в воде проявилось и в появлении у них разнообразных пигментов, с помощью которых осуществляется фотосинтез рис. Например, зеленые водоросли содержат хлорофилл и обитают в слоях воды, хорошо проницаемых для света.

Филогенетическое древо растительного мира 53 Глава 2. Риниофиты мимо зеленого пигмента у них есть бурый, обеспечивающий дополнительное поглощение солнечных лучей. Красные водоросли багрянки обитают на глубинах, где света ничтожно мало. Достигающие таких глубин голубые лучи солнечного спектра поглощаются красным и синим пигментами. Выход растений на сушу - важнейший ароморфоз в развитии жизни на Земле. Он был подготовлен всем предыдущим ходом эволюции неорганической и органической природы: Все сухопутные растения произошли от зеленых водорослей, о чем свидетельствует присутствие в их клетках хлорофилла.

Неизвестная предковая форма дала две эволюционные ветви: Риниофиты не имели отчетливого деления на корни, стебли и листья рис. Однако у них развились покровная и проводящая ткани, обеспечившие им защиту от высыхания и транспорт растворов питательных веществ.

Вторая эволюционная ветвь - мхи - оказалась менее приспособленной к жизни на суше, в связи с чем, является тупиковой рис. Мхи стали развиваться в ходе эволюции в направлении преобладания в жизненном цикле полового поколения гаметофита , спорофит у них развит слабее и целиком существует за счет гаметофита, паразитируя на нем.

Для протекания полового процесса гаметофиту мхов требуется вода. Однако у мхов нет проводящих тканей, поэтому они приобрели в ходе эволюции особое свойство - гигроскопичность, то есть способность пассивно всасывать воду. Она позволила мхам приспособиться к жизни на суше во влажных местах. Освоение и завоевание суши. Выход первых растений на сушу привел к образованию высших споровых растений - папоротникообразных рис.

Изменение структуры их органов играло важную роль в их эволюции на суше. Основные этапы эволюции растительного мира ш Рис. Корнеподобные выросты ризоиды и настоящие корни не только удерживают растения в почве, но и обеспечивают эффективное всасывание из нее воды и минеральных веществ.

Параллельно с усложнением строения и функций вегетативных органов эволюционировал у папоротникообразных и процесс размножения. В их жизненном цикле стал преобладать спорофит. Гаметофит представлен небольшой зеленой пластинкой - заростком. Этот ароморфоз имел важное значение для эволюции растительного мира на Земле. Спорофит стал самосто- Рис. Голосеменные — сосна обыкновенная. Побеги с женскими а и мужскими б шишками ятельным растением, не связанным с гаметофитом, поэтому он увеличился в размерах и эволюционировал не только в травянистые, но и в древесные формы.

Из древних папоротникообразных cформировались первые леса, и растения окончательно завоевали сушу. Одним из важнейших этапов в эволюции растений считается появление семенных папоротников. У этих вымерших растений произошла дифференциация спорангиев и спор, что привело к развитию разных по размерам мужского и женского гаметофитов.

Крупнейшим ароморфозом стало преобразование женского спорангия в семязачаток, а мужского - в пыльцевые гнезда. В результате этих процессов на Земле появились голосеменные рис.

Половые клетки у голосеменных формируются во внутренних тканях, поэтому вода перестала играть роль необходимого условия для протекания полового процесса. Не менее важным ароморфозом у голосеменных растений стало размножение не спорами, лишенными запасов питательных веществ, а семенами. Семена хорошо защищены покровами и содержат запас питательных веществ, необходимых для развития зародыша при прорастании.

Это позволило голосеменным широко распространиться по планете, даже в условиях засушливого и холодного климата. У второй группы семенных растений - покрытосеменных, или цветковых рис. Первый состоял в появлении цветка, ставшего важнейшим приспособлением к опылению и оплодотворению. Другой ароморфоз - развитие плода, органа обеспечившего защиту и распространение семян.

Кроме ароморфозов покрытосеменные в ходе эволюции приобрели ряд идиоадаптаций. Так, их цветки приспособлены к разным способам опыления, а плоды и семена - к разным способам распространения. Многие покрытосеменные стали листопадными растениями, что связано с приспособлением к сезонным изменениям климата. Все эти особенности обеспечили покрытосеменным в настоящее время господствующее положение в растительном мире.

Основные этапы эволюции растительного мира Рис. Уменьшение от водорослей к голосеменным и покрытосеменным растениям в жизненном цикле доли полового гаметофита и преобладание бесполого спорофита поколения. Переход от наружного оплодотворения у водорослей, мхов к внутреннему оплодотворению; утрата зависимости полового процесса от воды. Разделение тела растений на корни, стебли и листья. Развитие тканей для выполнения функций опоры, защиты, питания, транспорта и др. Приспособление семенных растений к разным способам опыления, распространения семян и плодов.

Водоросли, риниофиты, мхи, папоротникообразные плауны, хвощи, папоротники , семенные папоротники, голосеменные, покрытосеменные цветковые. Почему ведущую роль в эволюции органического мира играли растения?

Какие ароморфозы обеспечили широкое распространение водорослей на Земле? Каковы предпосылки выхода растений на сушу? Какие ароморфозы обеспечили освоение папоротникообразными суши? Почему мхи считают тупиковой ветью эволюции? В чем преимущества семенного размножения над споровым? Какие ароморфозы и идиоадаптации обеспечили семенным растениям господствующее положение в растительном покрове Земли? Перечислите основные черты эволюции растительного мира. К каким систематическим группам относят изображенных животных?

Установите эволюционную преемственность систематических групп. Эволюция животного мира неразрывно связана с эволюцией растений. Животные нуждаются в органических веществах, создаваемых растениями. Это обусловило главное направление их эволюции по пути развития органов, обеспечивающих поиск, захват и переваривание пищи.

Ход эволюции животных представлен филогенетическим древом рис. Первые животные — простейшие. Предки всех животных — древние простейшие, имевшие жгутики.

На это указывает их сходство с одноклеточными водорослями — предками растений. Несмотря на одноклеточность, простейшие - довольно сложно организованы. В их клетках находятся органеллы, выполняющие функции, аналогичные органам многоклеточных животных рис.

Клетка простейших — самостоятельный организм, у которого произошла специализация орган елл. Жгутик отвечает за движение, пищеварительные вакуоли - за переваривание пищи.

В этих условиях дальнейшие эволюционные изменения простейших могли пойти лишь по пути увеличения числа органелл в клетке. Появились многожгутиковые и многоядерные формы, у которых процессы жизнедеятельности стали протекать более интенсивно. Двухслойные животные — кишечнополостные. Специализация клеток у кишечнополостных привела к появлению у них тканей, органов, обособлению наружного и внутреннего слоев.

Внешне почти все кишечнополостные похожи на мешок, в верхней части которого расположено ротовое отверстие, ведущее в пищеварительную полость рис. Ее обособление привело к развитию у кишечнополостных ловчих щупалец, снабженных стрекательными клетками. Филогенетическое древо животного мира 59 Глава 2. Однако некоторые черты организации кишечнополостных препятствовали их прогрессивной эволюции.

Так, лучевая симметрия тела и отсутствие мускулатуры ограничивают передвижение этих животных. Поэтому среди них много форм, ведущих малоподвижный и прикрепленный образ жизни. Первые трехслойные животные — плоские черви. Активно передвигаться по грунту и в толще воды впервые в ходе эволюции смогли те многоклеточные животные, которые в результате ароморфозов приобрели промежуточный зародышевый слой и двустороннюю, или зеркальную, симметрию тела.

Следствием этого стало разделение тела на брюшную и спинную стороны, выделение в нем переднего и заднего концов, образование мышц. Например, такие признаки хорошо заметны у свободноживущих плоских червей - планарий рис.

Подвижность и хищный образ жизни этих червей привели к развитию у них на переднем конце тела органов чувств: Разделение тела на спинную и брюшную стороны также сыграло свою эволюционную роль. Спинная сторона тела этих червей стала выполнять защитную функцию, а брюшная - функцию питания: Основные этапы эволюции животного мира никнуть на сушу.

Черви ряда видов стали обитать в почве. Другие перешли к паразитическому образу жизни. От плоских червей произошли круглые и кольчатые черви, а от последних - членистоногие, у которых появились признаки, обеспечившие им выход на сушу и распространение на ней.

Первый выход и освоение животными суши. Главной предпосылкой завоевания членистоногими суши было развитие у них в результате ароморфозов расчлененных конечностей рычажного типа и твердого хитинового покрова.

Такие группы членистоногих, как ракообразные, остались жить в воде, а паукообразные и насекомые освоили наземновоздушную и почвенную среды рис. Наибольшего эволюционного расцвета среди членистоногих достигли насекомые. Этому способствовали их рычажные конечности, ротовые аппараты и трахеи. Вместе с тем некоторые черты организации насекомых ограничили возможности их эволюции.

Например, хитиновый покров препятствовал увеличению размеров тела вследствие своей жесткости и большой массы. Это было преодолено в развитии хордовых, достигших на Земле не меньшего, чем насекомые, эволюционного расцвета. Самый крупный ароморфоз хордовых - появление внутреннего скелета. Он служит опорой тела и защитой органов.

Предками хордовых животных были вымершие бесчелюстные рыбы. От них в ходе эволюции произошли первые челюстноротые рыбы, у которых из первой пары жаберных дуг образовались подвижные челюстные кости, а на теле из кожных складок развились плавники. Эти ароморфозы позволили рыбам активно захватывать пищу и значительно увеличили их скорость и маневренность передвижения в воде, что способствовало развитию головного мозга.

Дальнейшая эволюция рыб шла по пути совершенствования скелета и плавников. У рыб одной группы хрящевых развился хрящевой скелет, у рыб другой группы костных - костный рис. Второй выход животных на сушу.

От первых наземных позвоночных - ихтиостег - потомков кистеперых рыб произошли стегоцефалы, а от них остальные земноводные, вставшие на путь идиоадап- 61 Рис. Земноводные приобрели ряд эволюционно продвинутых черт. У них появились легкие и трехкамерное сердце, два круга кровообращения, пятипалые конечности, приспособленные к передвижению по суше.

Соединение отделов в конечностях стало подвижным, развились суставы. Земноводные внесли заметный вклад в эволюцию животного мира, но их размножение осталось тесно связанным с водой. Поэтому им не удалось широко освоить сушу.

Первыми позвоночными животными, завоевавшими сушу, стали пресмыкающиеся рис. Этому предшествовали два крупных ароморфоза - появление роговой чешуи и амниотического яйца. Кожные покровы пресмыкающихся стали непроницаемыми для воды и атмосферного воздуха. Основные этапы эволюции животного мира Вследствие этого дыхательная поверхность лёгких у пресмыкающихся увеличилась, а в желудочке сердца появилась неполная перегородка.

Зародышевые оболочки вокруг яйцеклетки обеспечили питание, дыхание и процессы выделения у зародыша, что сделало размножение пресмыкающихся не зависящим от водной среды. Внутреннее оплодотворение яйцеклетки, происходящее в организме самки, повысило надежность размножения.

Однако в то же время оно снизило плодовитость амниотических животных - пресмыкающихся, птиц и млекопитающих - по сравнению с земноводными и рыбами. Дальнейшее освоение в процессе эволюции наземно-воздушной среды обитания продолжили птицы и млекопитающие рис. Они приобрели ряд эволюционно продвинутых черт, главные из которых теплокровность и сложное поведение. Теплокровность, то есть поддержание температуры тела постоянной, не зависящей от окружающей среды, осуществляется в основном благодаря повышению уровня обмена веществ.

Этому способствовали четырехкамерное сердце, более совершенные легкие, перьевой и волосяной покровы, защищающие тело от колебаний Рис.

Теплокровность расширила рамки суточной и сезонной активности птиц и млекопитающих, тем самым создав условия для их широкого распространения на Земле. Развитие головного мозга у птиц и млекопитающих, особенно его больших полушарий, привело к усложнению их поведения.

Оно проявилось прежде всего в сильно выраженной заботе о потомстве у этих животных и способности к обучению, то есть к выработке условных рефлексов. Сложное поведение привело к различным формам группового сотрудничества, к появлению представителей высшего отряда млекопитающих -приматов, и к возникновению в ходе дальнейшей биологической и социальной эволюции человека. Основные черты эволюции животного мира. Развитие многоклеточности, специализация клеток, появления тканей, органов и систем органов.

Образование наружного и внутреннего скелетов -опоры тела и защиты органов, развитие подвижных рычажных конечностей. Появление нервной системы и усложнение поведения, обеспечивших приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды. Становление форм группового взаимодействия, отделяющих биологическую форму эволюции от социальной.

Простейшие, кишечнополостные, плоские черви, членистоногие, хордовые: Почему в процессе эволюции не все одноклеточные животные превратились в многоклеточных?

В чем проявилось усложнение организации многоклеточных животных по сравнению с одноклеточными? Перечислите ароморфозы, предшествовавшие выходу беспозвоночных и позвоночных животных на сушу? Какими преимуществами в организации и жизнедеятельности обладают позвоночные животные по сравнению с беспозвоночными?

Почему среди позвоночных животных наибольшего эволюционного расцвета достигли костные рыбы, птицы и млекопитающие? Перечислите основные черты эволюции животного мира.

Какое значение имело появление млекопитающих для эволюции органического мира на Земле? Самые древнейшие эры в истории Земли: Время, предшествовавшее эти эрам, называют катархеем. Эти эры характеризуются малым количеством ископаемых остатков. Три следующие эры - палеозойская, мезозойская и кайнозойская - изучены достаточно хорошо, так как ископаемых остатков этих времен много, и они хорошо сохранились.

Катархей и архейская эра. В первые 1,5 млрд лет после образования Земли организмов на ней не существовало. Это был доорганизменный этап развития нашей планеты - катархей от греч. Около ,5 млрд лет назад начала формироваться поверхность Земли, происходили интенсивные вулканические процессы, горообразование и возникновение первичной атмосферы рис.

ЭРЫ архейская протерозойская палеозойская мезозойская кайнозойская Рис. Катархей 65 Глава 2. Строматолиты — известковые отложения, образовавшиеся в результате жизнедеятельности древних цианобактерий Рис. Морское дно протерозойской эры: Об этом свидетельствуют находки остатков микроорганизмов в породах возрастом 3,,8 млрд лет. Сохранившиеся следы жизни незначительны рис.

Это были прокариоты - примитивные гетеротрофные архебактерии и фотосинтезирующие цианобактерии. Развитие древних прокариот привело к появлению первых эукариот - одноклеточных зеленых водорослей. На границе архейской и протерозойской эр уже существовали многоклеточные зеленые водоросли.

Протерозойская эра от греч. Она началась около 2,5 млрд лет назад. Бактерии и водоросли достигли в протерозое расцвета. В результате жизнедеятельности микроорганизмов образовались месторождения железа, никеля, марганца и серы. Принципиально изменился и газовый состав атмосферы. На планете начал формироваться озоновый экран. Господство прокариот сменилось расцветом эукариот рис. Возникли красные и бурые водоросли, появились грибы. Животный мир составляли губки, кишечнополостные, плоские, кольчатые черви, членистоногие, моллюски и иглокожие.

Палеозойская эра от греч. Кембрийский период характеризовался умеренным климатом. Растительный мир был представлен различными водорослями. В фауне преобладали древние членистоногие - трилобиты рис. В ордовикском периоде произошло значительное погружение суши: В них преб-ладали бурые и красные водоросли. В фауне появились головоногие моллюски и полухордовые животные.

Силурийский период характеризовался образованием значительных площадей суши рис. Развитие жизни на Земле по эрам и периодам Рис. На берегах водоёмов появились первые наземные растения - риниофи-ты. В девонском периоде произошло поднятие суши рис. Климат стал резко континентальным и появились пустыни. Концентрация кислорода в атмосфере достигла современной. Начался расцвет споровых растений - плаунов, хвощей и папоротников. В морях было много панцирных рыб, от которых произошли хрящевые и костные рыбы.

В конце периода появились первые земноводные - стегоцефалы. Каменноугольный период характеризовался теплым и влажным климатом. Образовались первые леса из споровых растений рис. Во флоре появились и первые голосеменные растения. В конце периода от земноводных произошли первые пресмыкающиеся - котилозавры.

В пермском периоде климат стал сухим. Произошло отступление морей и образовались внутренние водоемы рис. В связи с иссушением климата исчезли леса из древовидных плаунов, хвощей и папоротников, образовав залежи каменного угля.

На смену папоротникообразным пришли голосеменные растения. Вымерли стегоцефалы и увеличилось разнообразие пресмыкающихся. Мезозойская эра от греч. В ней выделяют триасовый, юрский и меловой периоды. В триасовом периоде начался распад древнего суперконтинента Пангеи на Лавразию и Гондвану.

Флора состояла в основном из голосеменных растений: От группы звероподобных рептилий в триасе произошли первые яйцекладущие млекопитающие - триконодонты рис. В конце периода от птицетазовых пресмыкающихся произошли первоптицы - археоптерикс и протоавис.

В начале периода появились первые покрытосеменные растения - тополя, эвкалипты, пальмы и дубы. В морях широко распространились моллюски и костистые рыбы. Одновременно происходит массовое вымирание животных.

На суше все еще продолжалось господство пресмыкающихся, но уже появились настоящие птицы. От триконодонтов к концу периода произошли сумчатые и плацентарные млекопитающие.

Кайнозойская эра от греч. В эре выделяют палеогеновый, неогеновый и антропогеновый периоды. Иногда палеогеновый и неогеновый периоды объединяют в третичный, а антропогеновый называют четвертичным периодом.

В начале эры в большинстве районов Земли был теплый климат. В конце третично- меловой период 69 Глава 2. Во флоре господствующее место заняли покрытосеменные растения. В палеогеновом периоде преобладали однодольные, а в неогеновом -двудольные растения. Место вымерших динозавров заняли птицы и млекопитающие. Появляются хищные, копытные, хоботные, грызуны, китообразные и приматы рис.

К концу неогено- Рис. Вымершие животные кайнозойской эры: Важнейшее эволюционное событие, отличавшее четвертичный период от всех других, - появление человека. Постепенно человек занял господствующее положение на Земле, существенно преобразовав растительный и животный мир планеты. Назовите основные события в развитии органического мира архейской и протерозойской эр. Когда появились первые наземные растения и животные? Какие процессы предшествовали их выходу на сушу?

Чем объясняется процветание папоротникообразных в каменноугольном периоде и их вымирание в пермском? Приведите примеры ароморфозов у растений и животных, обеспечивших их эволюцию в мезозойской и кайнозойской эрах.

Перечертите в тетрадь и заполните таблицу. На чем основаны изображенные на них системы классификации растений и животных? Отражают ли данные системы эволюционное родство изображенных организмов? Карл Линней Возникшие в ходе эволюции организмы составляют биологическое разнообразие нашей планеты. Оно, кроме общего числа видов растений, животных, грибов и микроорганизмов, включает всю совокупность генов живущих на Земле особей - ее генофонд.

Для того, чтобы понять, какие организмы составляют биологическое разнобразие, их необходимо сгруппировать по родству. Этим занимается систематика - наука о классификации организмов. Зарождение и развитие систематики. Самые первые попытки классификации организмов принадлежат ученым Античности. Так, древнегреческий ученый Аристотель весь животный мир разделил на животных с кровью и животных без крови.

Его ученик и последователь - Теофраст предпринял попытку классификации растений. В более поздние времена целостную систему растительного мира создал итальянский ученый Андреа Чезальпино Его система объединяла около растений и была основана на особенностях строения семян, плодов и цветков.

Все вышеназванные системы классификации были искусственными, так как не отражали родства между организмами, а основывались лишь на произвольно взятых отдельных признаках. Вершина создания искусственных систем - классификации растительного и животного мира шведского ученого Карла Линнея рис. Произвольно взятые признаки растений привели к путанице. Так, в один класс растений с пятью тычинками попали неродственные колокольчик, смородина и морковь, а родственные черника и брусника оказались в разных классах.

Классификация организмов D H М. Классификация растений по Линнею: А — X — разные классы Искусственной была у Линнея и система классификации животного мира. Всех животных он разделил на 6 классов: Человека Линней отнес к отряду Приматы, в который также поместил обезьян и летучих мышей. В класс Гады он включил земноводных и пресмыкающихся, а в класс Насекомые - ракообразных и паукообразных. В класс Черви попали все остальные беспозвоночные животные. Благодаря Линнею в науке широко распространилась бинарная номенклатура, или система двойных названий.

В соответствии с ней, каждый вид организма имеет только одно присущее ему название, состоящее их двух слов - родового существительное и видового прилагательное. Название дается на латинском языке. Он служит международным языком биологов, причем сохраняется название, данное первым автором.

При описании вида организма ученые всех стран должны использовать только это название. Например, родовое и видовое название Подсолнечник однолетний пишется по-латыни как Heliantus annuus L. К этому же роду относится другой вид - Подсолнечник клубненосный, или Топинамбур - Heliantus tuberosus L.

Латинская буква L показывает, что оба вида описал Линней. Учение о виде, разработанное Линнеем, заложило основы современной систематики. Выделив 14 классов, Ламарк расположил их на шести ступенях, причем животные каждой последующей ступени отличались более сложным строением нервной и кровеносной систем. Принцип градации имел важное значение для развития систематики, так как отражал эволюционное развитие организмов от простого к сложному.

Поэтому предложенную Ламарком систему животного мира можно считать прообразом естественных систем классификаций организмов. Дальнейшие успехи систематики связаны с историческим методом познания природы, сменившим описательный период развития биологии. Накопленные сведения о видах организмов необходимо было упорядочить в соответствии с ходом эволюции. В конце XIX в. Геккель впервые ввел в науку понятие о филогенетическом древе, в котором главными категориями стали так называемые стволы - три царства организмов: Протисты одноклеточные , Животные и Растения.

Из каждого ствола происходили типы отделы , классы, отряды порядки , семейства и роды. Причем такая система классификации организмов строилась на основе естественного родства и происхождения. Классификация организмов V VI 14 Млекопитающие 13 Птицы 12 Рептилии 11 Рыбы IV 10 Моллюски 9 Усоногие 8 Кольчецы 7 Ракообразные Нервы сходятся в головном мозге, заполняющем всю полость черепа; сердце с двумя желудочками; кровь горячая Нервы сходятся в головном мозге, не заполняющем всю полость черепа.

Сердце с одним желудочком; кровь холодная Нервы сходятся в головном или продольноузловатом мозге; для дыхания служат жабры, для кровообращения - артерии и вены III 6 Паукообразные 5 Насекомые Есть нервы, сходящееся к продольно-узловатому мозгу. Дыхание трахейное; кровообращения нет или оно несовершенное II 4 Черви Нет ни продольно-узловатого мозга, ни кровеносных 3 Лучистые сосудов. Кроме органов пищеварения имеются и другие внутренние органы I 2 Полипы Нет ни нервов, ни сосудов и никаких внутренних специальных 1 Инфузории органов, кроме пищеварительных Рис.

Классификация животных по Ламарку в соответствии с принципом градации: I—VI — ступени градации; 1—14 — классы животных все новые и новые веточки - отдельные систематические группы организмов. Таким образом, учет сходства строения и эволюционных связей между организмами стал основным направлением в систематике, сделав ее эволюционной наукой.

Принципы и методы систематики. Заложенный Линнеем в систематике принцип иерархичности, или соподчиненности, систематических единиц таксонов различного ранга, до сих пор используется учеными.

Следует учитывать, что ранг таксонов может быть разным. Например, Кошка домашняя - это таксон уровня вида, а Кошачьи - таксон уровня семейства. Принцип иерархичности систематических групп отражает, а иногда даже предсказывает свойства организмов. Для этого необходимо воспользоваться специальными книгами - определителями, в которых описаны важнейшие признаки систематических групп растений, животных, грибов.

Используя эти признаки, можно выяснить систематическое положение того или иного организма, определить к какому виду, роду, семейству он относится. Расположив неизвестный вид организма в существующей 75 Глава 2. Например, если определяемое растение по ряду признаков явно относится к семейству Бобовые Мотыльковые , то оно обязательно должно иметь плод боб и семена, богатые белком. Главный из них - сравнительно-морфологический. Он основан на изучении сходства и различий во внешнем строении организмов.

Однако использовать этот метод как единственный нельзя, так как организмы разных систематических групп могут обладать одинаковыми внешними признаками. Поэтому систематика, кроме изучения внешнего строения организмов, занимается рассмотрением их образа жизни, подсчетом числа хромосом в клетках, определением последовательности нуклеотидов в молекулах ДНК и др.

Только сочетание разных методов дает возможность точно установить систематическую принадлежность организма. Биоразнообразие, систематика, системы классификации: Кем были предприняты первые попытки классификации организмов? Чем искусственные системы классификации организмов отличаются от естественных? Какой вклад внес в развитие систематики К.

В чем значение для систематики работ Ж. Какие методы используют ученые для классификации организмов? Используя определительные карточки, установите видовую и родовую принадлежность выданных вам гербарных образцов растений.

В ботанической классификации К. К му классу были отнесены однодольные растения; к му - двудольные; к му - те растения, у которых одна часть цветков раздельнополая, другая -обоеполая. К му классу принадлежали тайнобрачные растения, размножающиеся спорами мхи, папоротники. На чем основано выделение царств, надцарств и империй организмов? По каким признакам один вид организма отличается от другого?

За всю историю развития органического мира на нашей планете существовало огромное число видов. Некоторые из них сохранилась до наших дней, а другие - вымерли. Часть видов исчезла естественным путем в результате изменений условий среды, конкуренции или под влиянием других факторов. Другие виды вымерли вследствие деятельности человека. Основные систематические группы организмов. Все организмы, обитающие на Земле, образуют пять царств живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы и Вирусы рис.

Основные крупные таксоны современной системы органического мира 77 Глава 2. Доядерные, или Прокариоты и Ядерные, или Эукариоты.. Надцарства составляют империю Клеточные, царство Вирусов - империю Неклеточные. Различия между империями, надцарствами, а также характерные черты вирусов были рассмотрены в предыдущих параграфах. Остановимся на характерных особенностях организмов основных царств и подцарств живой природы. Царство Бактерии включает микроскопические организмы - одноклеточные и состоящие из групп соединенных клеток.

У бактерий нет оформленного ядра, ЭПС, комплекса Гольджи, лизосом, митохондрий и пластид. Роль генетического аппарата выполняет кольцевая молекула ДНК, а рибосомы расположены непосредственно в цитоплазме клетки.

Многие бактерии имеют жгутики, обеспечивающие их передвижение. По типу питания большинство бактерий гетеротрофы, но есть среди них и автотрофы хемотрофы и фототрофы.

Размножаются бактерии прямым делением и способны к спорообразованию. Царство Растения объединяет автотрофные одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы, для которых характерны способность к фотосинтезу и клеточные оболочки, состоящих из целлюлозы. Запасным веществом в клетках служит крахмал. В классификации растений выделяют три подцарства: Багрянки, Настоящие водоросли и Высшие растения.

Подцарство Багрянки Красные водоросли - растения многоклеточные, тело которых представлено слоевищем. Хроматофоры клеток помимо хлорофилла содержат красный и синий пигменты.

От настоящих водорослей багрянки отличаются отсутствием в жизненном цикле подвижных стадий, даже гаметы лишены жгутиков и не передвигаются. Подцарство Настоящие водоросли преставлено одноклеточными, колониальными и многоклеточными растениями. Настоящие водоросли, как и багрянки, относят к низшим растениям, у которых тело не имеет корней, стеблей и листьев. Водорослей классифицируют на несколько отделов: Различия между ними состоят в наборе пигментов, расположенных в хроматофорах и осуществляющих процесс фотосинтеза.

Современная система органического мира зеленый пигмент - хлорофилл. Бурые водоросли, помимо хлорофилла, имеют бурый и оранжевые пигменты. Размножаются настоящие водоросли с помощью подвижных одноклеточных спор и гамет. Кроме того, у них есть и способ размножения кусочками слоевища. Подцарство Высшие растения объединяет растительные организмы, тело которых расчленено на корень, стебель и листья. Эти части связаны системой проводящих тканей за исключением мхов , обеспечивающих транспорт водных растворов неорганических и органических веществ.

В клетках высших растений есть хлоропласты, содержащие зеленый пигмент - хлорофилл, участвующий в фотосинтезе. В жизненном цикле высших растений происходит чередование полового и спорового поколений. В зависимости от способов размножения различают высшие растения споровые и семенные. К первым относят представителей отделов Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные и Папоротниковидные, ко вторым: Царство Животные объединяет организмы, способные, как правило, к активному передвижению.

Клетки животных не имеют плотной наружной оболочки. По способу питания все животные гетеротрофы, так как их клетки лишены хлоропластов. Основное запасающее вещество клеток животных - гликоген. В классификации царства Животные выделяют два подцарства - Простейшие и Многоклеточные. Подцарство Простейшие объединяет одноклеточных животных. Органеллы простейших могут иметь общее назначение, например, ядро, митохондрии, комплекс Гольджи, лизосомы, рибосомы и специальное -ложноножки, реснички, жгутики и др.

Размножаются простейшие бесполым путем. Характерная особенность простейших - их жизненные циклы. Есть виды, у которых происходит смена хозяев и чередование личиночных стадий. При наступлении неблагоприятных условий простейшие переходят в состояние цисты.

Подцарство Многоклеточные объединяет всех остальных животных. Их тело состоит из клеток, образующих ткани и органы, специализирующиеся на выполнении определенных функций. Многоклеточных животных классифицируют на две группы: К первым относят животных из типов: К позвоночным животным принадлежат все представители классов, относящихся к типу Хордовые: Царство Грибы включает одноклеточные и многоклеточные организмы рис.

Например, как и растения, грибы обладают относительной неподвижностью, неограниченным ростом и имеют клеточные стенки. На животных грибы похожи тем, что питаются готовыми органическими веществами, то есть гетеротрофно: Тело многоклеточных грибов представлено грибницей, состоящей из гифов.

Размножаются грибы вегетативно с помощью грибницы, спорами, образующимися в плодовых телах, или посредством гамет, формирующихся на концах гифов. Особый отдел в царстве Грибы - Лишайники. Они представляют собой комплексные организмы, образованные грибницей гриба, одноклеточными водорослями и азотфиксирующими бактериями рис.

С помощью грибницы лишайник поглощает из окружающей среды воду и минеральные вещества, благодаря клеткам водорослей способен к фотосинтезу, а с помощью бактериальных клеток фиксирует атмосферный азот. Размножаются лишайники кусочками слоевища, или группами клеток, оплетенными гифами. Вид как основная категория систематики. Реально существующая в природе систематическая категория -вид. Остальные таксоны придуманы учеными для упорядочения биоразнообразия организмов.

Первое научное определение вида дал в г. Согласно ему, организмы, относящиеся к одному виду, должны иметь сходство в строении и обладать способностью воспроизводить себе подобных. Современное представление о виде основывается на эволюционном понимании его происхождения, то есть вид - результат действия в природе движущих сил эволюции. Современная система органического мира Существует ряд критериев признаков , по которым один вид организма отличается от другого. Морфологический критерий основывается на сходстве строения особей, принадлежащих к одному виду.

Этот удобный и простой критерий широко используется для определения вида рис. Физиолого-биохимический критерий выявляет разницу между особями разных видов в протекающих физиологических процессах и биохимических структурах - ферментах, пигментах и др. Географический критерий определяет территорию ареал , в пределах которого встречаются особи одного вида.

Ареал вида - важный признак, так как он связан с эволюцией вида. Экологический критерий основывается на различиях у двух видов в местообитаниях. Их характеризует экологическая ниша вида. Генетический критерий проявляется в разных числах, размерах, формах хромосом и различных нуклеотидных составах ДНК у особей разных видов. По наиболее взвешенным оценкам на Земле в настоящее время обитает около 10 млн видов организмов, из которых науке известно всего лишь около 2 млн табл. Внутри одного вида может наблюдаться полиморфизм — присутствие нескольких форм полиморфизм у бабочки дубового коконопряда: Негативное воздействие человека на природу снижает биоразнообразие.

Редкие и малочисленные виды исчезают с лица Земли, так и не ставшими известными науке. Вместе с тем каждый вид уникален, необходим природе, а также имеет потенциальную полезность и для человека, так как невозможно предсказать, какие организмы будут в будущем использоваться в хозяйственных целях и станут незаменимыми для людей.

Знания о видах необходимы не только для рационального природопользования, но и для сохранения биоразнообразия нашей планеты как условия стабильного существования природных сообществ и всей биосферы. Клеточные и Неклеточные; надцарства: Перечислите основные царства, надцарства и империи организмов. Какие признаки взяты за основу при классификации царства Растения? На чем основано выделение в царстве Животные подцарств?

Чем грибы отличаются от растений и животных? Почему вид принято считать основной систематической категорией? По каким критериям один вид отличается от другого? С какой целью ученые проводят описание новых видов?

Заполните таблицу в тетради. Основные систематические группы организмов Царство Общая характеристика группы Представители Древнегреческого ученого Аристотеля гг. Какие гуманитарные науки изучают человека и общество? Ученых, философов, художников и писателей всегда интересовал вопрос о сущности человека.

Сотни лет выдающиеся умы стремились проникнуть в тайну одного из великих чудес природы, но и по сей день человек остается загадкой. Одна из причин этого в том, что изучать человека так же, как, например, орнитология изучает птиц, нельзя. Человек существо биосоциальное, в нем воедино связаны его биологическая природа и общественный, то есть социальный, характер жизни.

Поэтому наука о человеке антропология от греч. Разделы и задачи антропологии. Антропология состоит из нескольких разделов. Морфология изучает строение тела человека, устанавливает общие стандарты развития, рассматривает отклонения в строении и выявляет их причины.

Особое значение морфологии состоит в изучении тех изменений, которые претерпела животная природа человека в ряду его предков, а также изменений, вызванных влиянием условий жизни, в первую очередь климата.

Важные области морфологии - анатомия и физиология человека. В этом разделе антропологии изучается место человека в системе животного мира, реконструируется путь, по которому шло его развитие.

Особое место в антропогенезе уделяют движущим силам эволюции человека, переходу биологической эволюции в социальную, направлениям эволюционного развития человека.

Антропология как наука Расоведение, или этническая антропология изучает человеческие расы, их распространенность на Земле и причины расообразования. С расоведением тесным образом связаны генетика и биометрия, рассматривающие наследственность человека и биологические параметры.

С расоведением связаны и гуманитарные науки - социология, языковедение и история. Основа методов антропологии - антропометрия, то есть измерение величины человеческого тела и отдельных его частей. Измерять можно живого человека, его рост, массу, окружности головы или груди, толщину подкожного жирового слоя, мышечную силу, жизненную ёмкость легких. Можно также подвергнуть антропометрии и палеонтологические остатки, найденные в слоях земной коры.

В этом случае к антропометрическим методам добавляются методы радиометрического датирования, позволяющие определить возраст находок рис. Особое место в антропологии занимают методы реконструкции внешнего облика предков современного человека. Предложенный отечественным ученым и скульптуром М.

Герасимовым метод восстановления мягких тканей лица позволил реконструировать облик наших далеких предков рис. Реконструкции поддается не только внешний облик предков, но и некоторые детали их жизни. Так, французский ученый Ж. Тиксье исследовал каменные орудия и реконструировал способы их изготовления. Его метод ножевидных пластин позволил восстановить основные этапы производства кремниевых ножей и наконечников, которыми пользовался человек каменного века рис.

Археологические методы дают возможность реконструировать быт наших предков, понять истоки появления искусства, религии, письменности и др. Этнографические методы от греч. Их образ жизни сопоставим с жизнью людей каменного века. Тасадеи до сих пор пользуются только каменными орудиями, живут в пещерах, занимаются Рис.

Стерильная перчатка предохраняет от загрязнения кусочек кости во время его подготовки к радиометрическому анализу Рис.

Михаил Михайлович Герасимов — с реконструированным скульптурным портретом человека каменного века 85 Глава 3. И хотя тасадеи - представители современного типа человека, тщательное изучение их жизни антропологами способствует пониманию закономерностей эволюции человека. Косвенные данные о становлении речи и развитии интеллекта предков человека в процессе антропогенеза дают этологические методы от греч. Они основаны на наблюдениях за жизнью человекообразных обезьян в природе и обучении общению их с людьми в лабораторных условиях.

Рекордсменкой по общению среди человекообразных обезьян стала самка шимпанзе по кличке Вашо. Она с помощью экспериментаторов выучила более знаков языка жестов, которым пользуются глухонемые люди.

Некоторые человекообразные обезьяны предпочитают для общения с людьми искусство рисования. Картины шимпанзе-художника Конго в х гг. Биологические системы и процессы. Другие книги схожей тематики: Материал учебника раскрывает содержание биологических знаний, необходимых для… — Мнемозина, формат: В нём содержатся сведения об основных биологических системах - клетке и организме… — Мнемозина, Биология Подробнее В нём содержатся сведения об основных биологических системах - клетке и организме.

Материал… — Мнемозина, формат: ФГОС Учебник по биологии для 11 класса общеобразовательных учреждений. Учебник для учащихся общеобразоват. Учебник по биологии для 11 класса общеобразовательных учреждений. Учебник для учащихся общеобразов. Биологический системы и процессы. ФГОС Пособие адресовано обучающимся х классов общеобразовательных организаций, изучающих биологию на углублённом уровне по учебнику А.

Биологические системы и… — Мнемозина, формат: Биология Биологические системы и процессы 10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений А. Биологические системы и процессы й класс — Владос, формат: Твердая глянцевая, стр. Экспорт словарей на сайты , сделанные на PHP,.

Categories: класс.

1 2 3 4 5 6 7 8 9